Странные вещи иногда происходят с людьми, которые побывали на том свете и вернулись назад. Очнувшись после комы, они внезапно понимают, что в них что-то изменилось. И это не просто ощущение необыкновенного счастья от того, что ты остался в живых. Это другое — открытие в себе способностей, которых раньше не имел.
Травма впустила в душу свет
Дожив до 51 года, англичанин Томми Макхью только и умел, что принимать участие в уличных потасовках. Днем он трудился разнорабочим на стройках родного Биркенхеда, а вечером отправлялся с приятелями «по пиву», что неизменно заканчивалось мордобоем. В 2001 году ни с того ни с сего Томми хватил удар. Инсульт едва не свел его в могилу. Неделю забияка пролежал в коме в больничной палате. А потом произошло чудо.
Томми пришел в себя, начал быстро выздоравливать, и вот он уже дома, но… вдруг почувствовал, что видит и воспринимает действительность совсем иначе. Вначале Томми именно увидел, что мир — цветной. Да еще какими красками он расцвечен! Таких раньше вроде и не замечалось. А потом бывший работяга взял в руки малярную кисть и начал рисовать на стенах. Вскоре он понял, что ему необходима другая кисть — та, которой пишет художник, и другие краски. И Томми принялся неистово работать. Никто его ничему такому не учил. Все это происходило как-то само по себе. Постепенно все стены в доме Макхью превратились в авангардистские картины. Когда свободных стен не осталось, новоявленный художник начал разрисовывать потолки. Каждый угол он украсил скульптурой собственного изготовления, преобразовал в нечто высокохудожественное даже полы под ногами…
С тех пор минуло девять лет, но возникший внутри Макхью созидатель, кажется, навсегда вытеснил бывшего уличного бойца. Прежние приятели не узнают своего Томми. Они не перестают удивляться тому, что он часами «колдует» над холстом и может вдохновенно декламировать стихи, что он вдруг полюбил кошек и чуть не плачет, когда ненароком раздавит какого-нибудь жучка. Так что же с ним произошло?
Врачи считают, что инсульт и кома повлияли на мозговую деятельность Макхью и активизировали особые участки мозга, которые отвечают за творчество. Американский невролог Эллис Флаерти выразилась примерно так: «Травма словно открыла клапан, который впустил в душу этого человека свет».
Галерея «Жизнь после смерти»
Вот только почему такие клапаны открываются далеко не у всех? Человеческий мозг всегда был и остается загадкой. Ученые разводят руками — они не знают, какие процессы происходят в мозгу, когда организм пребывает в коме. Или когда человек переживает тяжелую операцию под наркозом. Или проходит через клиническую смерть.
Анатолий Никитин из Днепропетровска 19 лет назад чуть не умер от инфаркта. Клиническая смерть, реанимация, чудесное выздоровление — и профессиональный геодезист, так же как и работяга Томми, вдруг начал рисовать. Сейчас на его счету уже больше 200 картин, и многие куплены частными коллекционерами.
А вот история еще одного такого художника. В 2009 году британец Алан Браун перенес тяжелую 19-часовую операцию, во время которой медики пытались вернуть его к жизни после инсульта. Очнувшись, 49-летний пациент тоже вдруг почувствовал тягу к рисованию. Медсестра дала ему в руки карандаш, и когда Алан начал водить им по бумаге, ахнула от изумления. Это были великолепные рисунки. Позже их посмотрели специалисты и тоже изрядно удивились.
Воскресший Микеланджело? А ведь до инсульта Алан вообще не мог рисовать.
Похоже, собрав произведения таких художников, уже можно открывать настоящую художественную галерею под названием «Жизнь после смерти».
Подарки из ноосферы
Традиционное объяснение подобных преображений: у человека-де проявляются скрытые способности, которые были в нем заложены от рождения, но дремали до поры до времени. Возможно. Но как тогда объяснить, почему после тяжелого повреждения мозга человек вдруг демонстрирует знания, которые раньше у него в принципе отсутствовали?
Например, в апреле этого года 13-летняя девочка из хорватского города Книн сильно простудилась и внезапно впала в кому. Через сутки она очнулась — и заговорила с врачами на чистом немецком языке. Хорватский же оказался почти забытым. Чтобы разговаривать с родителями, девочке понадобился переводчик с немецкого. Что же с ней произошло? Знала ли она немецкий до болезни? Да, немножко. Юная хорватка начала изучать его в школе. Но язык давался ей с трудом. И вдруг она «зашпрехала» так, словно была чистокровной немкой! Откуда, из каких глубин внезапно выползло знание иностранного языка? Разве оно было заложено в ней раньше? Нет. Получается, кто-то вложил это знание подростку во время комы…
Один из самых уникальных примеров — история, произошедшая с ныне знаменитым полиглотом Вилли Мельниковым. После клинической смерти, которую он пережил в 1985 году после ранения на войне в Афганистане, Мельников получил необыкновенные способности к обучению — «подарки из ноосферы», как их назвали. Сейчас Вилли знает более 100 языков, включая древние! Да еще овладел такими премудрыми науками, как астрофизика, вирусология, энтомология.
Кто нас программирует?
Вот тут мы и подходим к главному. Так кто же и зачем дарит людям такие подарки? И подарки ли это? А может быть, это программа? Сейчас, с приходом в нашу жизнь компьютеров, все чаще звучат предположения: а мы сами — не компьютеры ли? Да, мы модели очень и очень сложные, и все-таки, возможно, мы — живые машины! Ведь человеческий организм — это некая система, заранее запрограммированная на определённые процессы.
Вот человек рождается, растет, превращается в половозрелую особь. Потом ему отводится примерно 20-30 лет, чтобы воспроизвести себе подобных, а далее включаются процессы саморазрушения, которые никто не может повернуть вспять. Организм-машина выполняет программу по старению и смерти.
Но вдруг обычный процесс дает сбой. Происходит инсульт или инфаркт, но после этого наступает не смерть, а… перезагрузка! Человеческая машина возвращается в строй и — по чьей-то воле — получает новые программы. Причем порой предельно сложные.
В Нуриду Курбанову из Баку в детстве ударила молния, и она 40 дней пролежала в коме. Очнувшись, девочка обрела дар ясновидения. Вначале Нурида не узнавала близких, спрашивала о каком-то доме в прекрасной долине, а потом вдруг заговорила на арабском языке, причем точно цитируя Коран. Наконец, она увидела людей насквозь — в буквальном смысле, то есть увидела их кости и внутренние органы. И постепенно осознала, что видит не просто тела, а их болезни. И Нурида стала целительницей.
Случайность ли это? Или кто-то намеренно вложил в нее эти способности? Заметим, Нурида не единственная, кто превратился в ясновидца, выйдя из коматозного состояния. Но только не у каждого эти способности остаются навсегда. Москвичка Евгения Комарова после комы тоже вдруг начала угадывать болезни людей и даже кое-кому помогла снять головную боль. Но случилась вторая кома — и способности исчезли. Словно этот файл стерли из ее памяти.
Так кто же он, этот главный компьютерщик, который чистит наши программы?
Творец? И где он сидит, нажимая на кнопки клавиатуры? Может быть, он просто играет с нами или экспериментирует с программами? Это загадка, которую — в разных вариантах — люди пытаются разгадать на протяжении всего своего существования. Найдем ли мы когда-нибудь ответ? Может быть, шанс и есть. Но только при одном условии — если сам Творец этого захочет и перепрограммирует одного из нас, вложив ему в голову файл с ответом.