Их выводы были представлены на научно-культурном форуме «Самарская Лука: легенды и современность».
Шерсть длинная, но редкая

Путешествуя по Волге, тольяттинка Валентина В. подошла к борту «Омика» и ахнула: на почти вертикальном склоне из пещерки выбрался на четвереньках огромный косматый человек, ловко перебрался на поросший леском участок и исчез. А вот свидетельство жительницы Жигулёвска: «Мы нашли орешник, стали рвать орехи. Вдруг я ощутила чей-то взгляд. Обернулась… В шести-семи метрах стояло существо, покрытое длинной редкой шерстью с головы до ног, худощавое, но с развитыми мускулами. Лесной человек был ростом метра два. Стоял он прямо против меня, но страха я не чувствовала…»

Конечно, у нас не Гималаи, в обжитых местах реликтовым гоминоидам неуютно. Но лесной народец не мигрирует. «Свежее» наблюдение сделано прошлой зимой на обочине дороги, ведущей к ТоАЗу.
Он и леший, он и див

Кто они, снежные люди? Если животные и в родстве с нами, как человекоподобные обезьяны, почему их встречают редко, но по всему миру — от Сибири до канадских лесов? (В Кировской области криптозоологи обнаружили остатки целого поселения снежных людей). Почему, несмотря на редкие встречи, сведениями о них пронизана вся история человеческая? Если это не обезьяны (известны факты, когда йети использовали минимум нашего словарного запаса, имели общее потомство с человеком), то кто они?

— Древние исследователи не ставили знак равенства между сатирами (лешими) и обезьянами, а сравнивали тех и других с человеком, — говорит председатель тольяттинской уфологической комиссии Татьяна Макарова. — В Древней Греции была разница в терминах: молодой гоминоид назывался сатиром, а старый, лысеющий — силеном (старым сатиром).

Приметы, по которым наши предки отличали «соседей по планете», дошли до нас в виде персонажей мирового фольклора: леших, русалок, Соловья-разбойника, дивов.

Учёный мир солидарен с народными представлениями о наших сородичах. У первого классификатора растений и животных биолога Карла Линнея описаны два вида человека — «человек разумный, или человек дневной» и «человек ночной, или троглодитовый». Дарвин писал, что любой биологический вид распадается на серию форм: природа каждую конструкцию выполняет как минимум в двух вариантах, чтобы выбрать лучшую.
Человека сменит троглодит?

Профессор российского государственного гидрометеорологического университета В. Сапунов предположил, что такая ситуация возникла и в эволюции человеческого рода. Было два человека — хомо сапиенс (человек разумный) и хомо троглодитес (человек биологический). Они боролись за одну экологическую нишу. Победил человек разумный. Но альтернативный вариант не был уничтожен до конца. Он остался в такой скрытой форме, как снежный человек. Это не просто редкий биологический вид. Это запасной вариант развития человечества, один из предохранителей биосферы: вымрет род человеческий, его сменит троглодит.

Кто создатель альтернативного человека? Возможно, Высший разум. Ведь и наш предок — кроманьонец — явился будто из ниоткуда, поскольку он, как считают, не имеет переходного звена между собой и обезьяной. То есть и мы из параллельных миров явились на Землю на смену неандертальцу. Но, в отличие от йети, нам не дозволено перемещаться туда-сюда.
Дар речи оплатили утратой телепатии

Борис Поршнев, известный исследователь реликтового гоминоида, считал, что йети обладает сильнейшей биозащитой. Как, кстати, и представители предчеловеческого стада судя по остаткам таких способностей у некоторых людей. Дар речи (эволюция левого полушария мозга) мы оплатили утратой интуитивного (правополушарного) восприятия мира. То, что мы знаем как «таинственные явления человеческой психики», у йети — повседневная форма существования. Предположения учёных подкрепляются рассказами очевидцев о внезапных исчезновениях йети («как провалился»), об их способности пригвоздить взглядом (человек замирает на месте, пока пришелец не скроется).

Вот что поведала сторож одного из тольяттинских заводов: «В окно я увидела человека ростом под два метра. Он шёл и «гудел». Звук не был похож ни на один из известных мне. «Гость» удалился от здания метров на двадцать, подпрыгнул и полетел, прижав к бокам руки. Утром на снегу мы нашли следы этого существа размером около 40 см, пятипалые, с отставленным в сторону большим пальцем. Решили проверить, как далеко он прыгнул. Через несколько метров незатоптанного пространства обнаружили воронку сантиметров тридцати диаметром, уходившую в мёрзлую землю».

…Говорят, ветвью развития человеческого рода является и домовой. Но в отличие от снежного человека, слившегося с природой, домовой стал «паразитом» цивилизации.

Кстати
Умные тольяттинцы от туризма и уфологии при поддержке мэрии в ноябре презентовали новые маршруты «В гости к хозяйке Жигулей». Это не единственные маршруты по аномальным зонам Самарской Луки. Давно водят туристов в урочище Каменная Чаша (где часто наблюдают удивительные облака и непонятного происхождения шары), на Молодецкий курган и Девью гору (над которыми видны красные и зеленые «прожекторные» огни и где до сих пор курится трубка атамана), а также в пещеру Степана Разина (где, по преданию, зарыты разбойничьи клады). Поскольку маршруты проходят по Национальному парку и заповеднику, главная цель — не навредить природе, а также помочь возрождению умирающих сёл Самарской Луки, наладить более тесные отношения с местным населением, приобщить туристов к богатству местного фольклора, переполненного легендами, былями и сказаниями о Хозяйке Жигулей, святых старцах, шишигах и домовых, летающих тарелках, огненных шарах, привидениях в виде облака и даже о встречах со снежным человеком.

Для справки. В 1921 году на Эвересте были обнаружены следы голых ступней. Их увидел Говард Бери, альпинист. Носильщики сообщили, что они принадлежат мечкангми, в приблизительном переводе это означает «отвратительно пахнущий снежный человек» («меч» примерно переводится как выражение чего-то отвратительного, «канг» — «снег» и «ми» — «человек»). Так родилось словосочетание «снежный человек».