1 Киевские вампиры и оборотни «Социальный упырь» Танский В древние времена упырями считали умерших колдунов, которые совсем не гнили в гробах и по ночам нападали на людей. Упыри каждую ночь покидают свои могилы, чтобы душить спящих и пить их кровь. Люди представляли их с синими лицами и закутанными в черный плащ.
А на правой стороне Днепра упырями называли детей-уродов с большими головами, длинными руками и ногами, и страдающими размягчением костей: (А. Селецкий. Колдовство в юго-западной Руси. – К., 1886). А также упырями еще считали детей с двойным рядом зубов, деформацией черепа и с заячьей губой. По преданию, будущий гетман Сирко был рожден с зубами, чем вызвал суеверный страх односельчан.
Младенцев с врожденным уродством в основном убивали, считая их зачатыми от нечисти. По древним поверьям, упыря можно было встретить при полном месяце, а особенно на день равноденствия (Митрополит Iларiон. Дохристиянськi вiруваня українського народу. – Вiннiпег, 1965). Летом 1727 г. киевский полковник А. Танский прислал в местную канцелярию крестьянина С. Калениченко, признающего себя в своих показаниях - упырем и предрекающего мор в некоторых местах Украины очень странное признание, учитывая то, что народная молва считала самого А. Танского упырем и убийцей. Не отводил ли полковник от себя подозрение таким вынужденным поступком?
Сам Танский был человеком очень богатым, владевшим как большим капиталом, так и значительной земельной собственностью. А женитьбой на дочери Палия, за которой он взял достаточно большое приданное, своими притеснениями казаков и поляков и грабежами, он еще больше увеличил свое состояние. Не смотря на все его злодеяния, имя Танского, благодаря богатым пожертвованиям на храмы и монастыри, часто поминалось добрым словом среди благотворителей и строителей Киева и пользовалось в этом отношении широкой известностью. Однажды в Киев за подаяниями прибыли монахи с Афона.
Танский подарил им полный бочонок червонцев, предоставив также свой дом для хранения всего собранного в Малороссии. Но скупость потом одолела Танского – жаль ему стало своих червонцев, завидно также было смотреть и на собранные богатства монахов. И решил тогда полковник вернуть все себе с лихвой. Слугам было приказано утопить монахов в Днепре и овладеть их имуществом. Но при этом один из монахов все таки спасся и рассказал обо всем своему архимандриту. А тот в свою очередь прибыл в Киев с целью уговорить Танского возвратить все достояние Афона. Злодей от всего отпирался. И тогда архимандрит наложил на него следующее проклятие: «За то, что Антон Танский погубил невинные души, утаил церковные деньги, земля не примет его; добро его, приобретенное неправдою - исчезнет, яко воск от лица огня, перейдет к чужим людям и род его изведется». Танский же стал еще более злым и жадным – так и не покаявшись, он скончался. И вот каждую ночь из гроба стал вылизать старый полковник: борода по пояс, очи горят огнем, а в руке пернач (булаву) держит и гуляет, пока петухи не запоют, а тогда страшно застонет и снова ложится в свой гроб.
Сыновья полковника позвали печерского архимандрита и раскопали могилу отца. Танский лежал там, словно живой – у него выросла борода и отросли ногти. Сыновья пробили своего покойного отца осиновым колом, после чего он перестал бродить по ночам. Но в полночь на месте погребения все таки продолжали слышатся тяжкие стоны (М. Александрович. Антон Михайлович Танський // В. Пахаренко Антологія українського жаху. – К., 2000)
Случаи вампиризма
Сообщений 1 страница 3 из 3
Поделиться12014-11-02 22:03:34
Поделиться22014-11-02 22:05:52
2 турецкие вампиры
Турция - истинный источник вампиризма в Европе
Думаю, есть некая неточность в сведениях, касающихся самого происхождения понятия «вампир», и самой географии его распространения — как это передается в трудах вампирологов Австро-Венгрии и Франции в XVII-XVIII веках.
С одной стороны, вампирологи ориентировали на то, что слова «вурдалак» и «бруколяк» («вруколяк») (предшествующие более поздним значениям «вампиру» и «упырю») пришли в Европу от Румынии и Сербии, которые, в свою очередь, якобы их переняли у греков. Так получается, что «родиной» вампиризма у вампирологов была Греция.
Этим фактором всегда пользовались скептики из католического духовенства и ученые Западной Европы, одобряя, что все это — суеверия и выдумки. Поскольку само православие в представлении католиков является ересью и рождено «забитостью и мракобесием» православных народов, а истинный источник распространения православия католики видели в Греции, то Греция у них становится одновременно и родителем всех суеверий о вампирах.
Эта позиция отражается одновременно в трудах аббата Августина Кальме, у руководителей католической церкви этой эпохи, у Вольтера и многих других французских скептиков-просветителей, как и у современных французских авторов.
Но все таки сведения, которые говорят сами же эти авторы, явно противоречат версии о том, что «басни о вампирах породило именно православие».
Да, вампиризм появился в Европе, когда Австро-Венгрия отвоевала у Турции в XVII веке Румынию и Сербию. До этого момента у этих стран практически не было контактов с Европой, и они были «за железным занавесом», тщательно отделявшим мир христиан от мира мусульман, и сами Балканы не считались Европой, они назывались своеобразным названием — Левант.
Европейцы почти ничего не знали о том, что происходит в Леванте, и только поездки редких путешественников дозволяли что-то узнать о жизни христианских народов под гнетом турок. Некоторые путешественники заявляли в своих книгах, что в Греции встречались с диковинными событиями, — и живописали вампиризм: явление похороненных родственникам, что становилось причиной очень странных и быстрых смертей, потом эксгумацию, где вампира находили в могиле «живым на вид и полным свежей крови», и последующую после этого казнь, после чего эта напасть прекращалась.
Это же видели и в Сербии и Румынии, а когда эти события стали происходить и в соседних землях — в Венгрии, Чехии, Моравии, Польше и в Южной России, то все это согласовали не с эпидемией, а именно с распространением суеверий. При этом упускалось из виду, что народы перечисленных регионов имели разную веру, были разделены государственными границами, имели абсолютно различную культуру, традиции и языки.
Без каких-то комментариев всегда оставался тот факт, что во многих случаях вампиризма в Румынии и Сербии жертвы сообщали, что вампир на них нападал на границе с Турцией и был именно турком.
Все это, как и другие моменты, должны были бы вызвать у вампирологов по крайней мере сомнения в том, что вампиризм «изобретен» православием. Но православие в глазах латинян всегда было «диким» и «плохим», поэтому никто тут истину не разыскивал. Кроме того, не было и никаких! сведений о состоянии дел непосредственно в Турции. Однако не по той причине, что в Турции не было вампиров, а именно потому, что с Турцией не было никаких контактов, да и сам уклад исламского государства не дозволял появляться исследованиям вампиризма в этой стране — это было ересью по отношению к исламу.
Следы вампиризма в средневековой Турции необходимо искать в фольклоре. Именно там они и обнаружились.
Вампирологи Австро-Венгрии и Франции, конечно же, не были знакомы с турецким фольклором, иначе бы неминуемо отказались от своих суждений о «греческих истоках вампиризма».
Одним из немногих источников средневекового турецкого фольклора являются истории о ходже Насреддине. В данном случае я опираюсь именно на издание 1958 года московского Издательства восточной литературы (под руководством Института востоковедения АН СССР) — «Анекдоты о ходже Насреддине», перевод с турецкого и комментарии академика В.А. Гордлевского.
Насреддин, как считают, реальная личность, он жил в XIII веке в «монгольскую эпоху» и стал настоящим героем народных историй-анекдотов. Позже фольклор сделал его современником Тимура, разгромившего османскую империю. Анекдоты о нем продолжали создаваться и затем, и основная масса, входящая в наше время в сборники, придумана в XIX веке. Сборник, изданный в Москве в 1958 году, считается компиляцией серии французских изданий о ходже Насреддине, изданных в XIX веке. Там почти все анекдоты новые, и только четыре из них действительно старые.
В.А. Гордлевский, выдающийся советский тюрколог, их перечисляет:
1) ходжа Насреддин на кладбище,
2) о том, как у него во время пахоты оборвался ремень,
3) о скотоложстве,
4) о препирательствах между ходжой Насреддином и Шейяд-Хамзой.
Это — древнейшие анекдоты о ходже Насреддине, а уже все остальное — гораздо более позднее творчество народа XIX века.
Происхождение этих четырех древнейших анекдотов такое: В.А. Гордлевский пишет, что впервые анекдоты о Ходже Насреддине были написаны в Турции в XVI веке поэтом и писателем Ламии. В свой сборник анекдотов тот включил не только то, что вычитал из персидских и арабских сборников, но и то, что слышал в Турции. В.А. Гордлевский подчеркивает: «Сборник отражает кусочками, по горячим следам, подлинный быт — остроумное словцо, почему-либо ему запомнившееся».
Здесь поражает вот что. Как считают европейские вампирологи, слово «вурдалак» и понятие «вампир» (как и вампиризм, его эпидемия) появились именно в Греции, Румынии и Сербии в середине XVII века. Но однако турецкий автор Ламии пишет о вампирах в Турции еще в начале XVI века (он умер в 1531 году). Вот это незадача!
Итак, вот анекдот, первый из четырех древнейших о ходже Насреддине: вообще первый записанный анекдот о нем
Внимание:
«Разделся Ходжа на кладбище, и выбирает в рубашке вшей. В это время поднялся сильный ветер и унес его рубашку. Ходжа побежал вслед, бежит-бежит — и упадет. Откуда ни возьмись всадники. Увидели они, что какой-то странный человек, голый, прыгает на кладбище с камня на камень; они и сами перепугались, и лошади рванули в сторону. Тогда, чтобы наказать Ходжу за беспокойство, они кинулись на него. «Эй, ты! Что тут бродишь, вурдалак?» — закричали они. «Ребятушки, — сказал Ходжа, — я покойник и этот мир оставил навеки, а вышел я сюда, чтобы совершить омовение. Теперь я опять возвращаюсь к себе в могилу, а с мирянами нет у меня ничего общего». Так удалось ему избавиться от них».
Так как анекдот относится самое позднее примерно к 1500 году, то следует признать, что у турок уже тогда существовало понятие «вампир» — и это примерно за 150 лет до его появления в Европе. Что важно, В.А. Гордлевский дает и этимологию слова: греческое слово «вурдалак» произошло от турецкого «ХОРТЛАК», именно так представленное в оригинале анекдота примерно в 1500 году.
Вот и ответ на то, откуда же в Европе через полтора века взялось слово «вурдалак».
В.А. Гордлевский еще дает вот такое странное определение этому слову «хортлак»: выходит из могилы и прыгает, как кошка.
То есть, призрак мертвого человека прыгает, как кошка. Об этом же говорится и в анекдоте. Давайте теперь повнимательней посмотрим на эту историю.
Во-первых, сразу видимо, что в анекдотах обычно народ говорит о том, что является ему важным, что на слуху, и чем живет народ. И вот как раз самый первый древнейший анекдот о Насреддине — о том, как он выдает себя за вампира на кладбище. Понятно совершенно, что вампиризм был тогда в Турции у людей если и не главной темой обсуждения, то точно важнейшей.
Итак, что же происходит? Ходжа был на кладбище и встретил всадников (может даже и бандитов). Он был без рубашки и решил себя выдать за мертвеца (ведь турки хоронят людей голыми в специальном покрывале). И так как все в Турции знали, что на кладбище можно встретить вурдалака (хортлака), который выглядит как голый призрак и передвигается в виде «резких прыжков» (это, думаю, не прыжки, а нечто другое, что нужно рассматривать отдельно), то ходжа стал прыгать с камня на камень. Его поначалу в самом деле приняли за вампира и очень испугались, причем шарахаться стали даже лошади. Но, присмотревшись, люди осознали, что это не вампир (вампир, очевидно, должен выглядеть немного иначе, как призрак).
Тогда ходжу стали звать к ответу за эту его неудачный поступок спастись от лихих людей, пугая их и выдавая себя за вампира. Далее ходжа отвечает — и тут весь юмор этого анекдота, совершенно непонятный нашему неподготовленному читателю (я сама не сразу разобралась, а В.А. Гордлевский юмор не объясняет).
Ходжа говорит, что вышел из могилы, чтобы свершить абдест — религиозное омовение. Юмор в том, что его совершают после справления большой нужды или «пускания ветров». Получается то, что ходжа-вампир выходил из могилы для того, чтобы справить большую нужду или же «пустить ветры». Это и развеселило всех всадников, потому они и отпустили Насреддина.
Поскольку шутка «сработала», ясно, что люди прекрасно понимали, что вампир — это не просто мертвец, а именно дух, привидение, нечто вроде «астрали». Анекдот нелеп, если он касается только мертвого, но обретает иной смысл только тогда, когда люди понимают, что речь идет не о мертвеце, а именно о вампире.
Это — я уверена — вообще первый в мире анекдот о вампирах, и он как раз говорит именно о том, что проблема вапиризма настолько вошла в быт турок к 1500 году, что о вампиризме стали слагать целые анекдоты.
Это позволяет нам судить о том, что вампиризм как эпидемия мучила Турцию еще в XIV веке, за полтора-два столетия до того, как он из Турции попал в Европу. Ну а в саму Турцию это могло придти и из более южных территорий. Во всяком случае, в Палестине вампиризм встречается и в настоящее время, мог он встречаться и ранее. Сами турки пришли в Византию незадолго до XIV века, они и могли туда принести с собой вампиризм — из Ближнего Востока и Аравии. Во всей этой истории есть и еще одно обстоятельство. Это сама медицинская картина этого явления.
В Европе принято считать, что «дом» вампира — это его гроб. То есть, он там находится в коме, где у него определенное личное пространство для «миниатмосферы», а сам гроб является преградой для пагубного воздействия на тело со стороны почвы (перепады температур, бактерии почвы, грунтовые воды, насекомые и грызуны).
Но вот в Турции, откуда явление вампиризм попал в Европу, не хоронят в гробах. Мусульмане ведь хоронят своих покойников без гроба. При мечети имеются похоронные носилки (дженазе), в которых покойника несут до могилы, а затем опять ставят носилки на место.
Покойного кладут в нишу в вырытой яме и засыпают землей. Если бы его хоронили без этой ниши, то любой коматозник (в том числе и вампир) умер бы от давления почвы, но в данном случае есть шансы оставаться живым при коме. Хотя без гроба это куда тяжелее.
Так вот если вампиризм в Турции ограничивался зачастую именно этими факторами, то когда он попал к христианам, у которых вампиры покоились уже в гробах, он стал бешено развиваться. В Турции он мог проходить вяло, но хронически (по естественным причинам большая часть вампиров без всякой эксгумации и казни погибала сама), а вот у христиан сразу обретал энергичное распространение.
Еще одна деталь мне кажется очень важная и поразительная. У турок людей хоронят голыми — а голыми выглядят и вампиры. У христиан вампиры выглядели в саване, где их и хоронили в саване, и в простой одежде — в какой их и хоронили. Но если под вампирами подразумевают призраков, привидений, то одежда же не может быть призраком. Так же как и не может она являться «астралью».
Что касается передвижений вампира - «словно кошки», то, думаю, это сравнение не совсем точное и только приблизительно изображает суть. Можно провести тут параллель с НЛО, которые тоже часто видятся в своих передвижениях, как нечто нереальное, передвигающееся прыжками или рывками, с откровенным пренебрежением ко всем законам физики. И те, и другие — «не материальны» в нашем понимании.
Поделиться32014-11-02 22:09:31
3 вампир из замка алнвик
Страницы истории хранят еще один интересный случай проявления вампиров. Он стал известен всем нам благодаря свидетельствам средневекового английского историка по имени Вильям Ньюбургский. Он является автором «Истории Англии» - источника по истории Англии второй половины ХII века. Эго книга привлекала внимание аккультистов и мистиков со времен средневековья до наших дней. В ней нашли свидетельства о существовании эльфов, вампиров, призраков умерших.
Вильям описывает случай, который произошел в период его жизни и имевший отношение к человеку, служившему у владельца Алнвийского замка. Этот человек имел очень злобный характер, его очень раздражало и тревожило нервозное состояние жены. Правда, не уточняется, что же так беспокоило женщину. С этим человеком произошел несчастный случай, когда он хотел, спрятавшись на крыше , понаблюдать за своей женой. Он упал с крыши и скончался на следующий день.
С этого времени по городу прошлась целая волна необъяснимой эпидемии, которая унесла жизни многих людей. С наступлением темноты все люди боялись выходить на улицу. Многие видели очень странного человека, который бродил по городу. Поговаривали, что это неизвестная болезнь связана с появлением вампира. По инициативе местного священника в Вербное воскресенье собралась группа наиболее набожных и активных жителей этого города и отправились на кладбище.
Они разрыли могилу погибшего человека и увидели тело, которое наполнено кровью. Когда по нему ударили лопатой, то кровь просто брызнула из него. Решив, то что это вампир, горожане доставили его тело в город и сожгли. Больше в городе не было необъяснимых смертей, а людская молва еще долго поговаривала о вампире из замка Алнвик.