Нечистая сила
Откуда взялась нечистая сила, рассказывают по-разному. Однако наибольшее число известных притч, легенд и преданий посвящено Сатане. Кто же он такой, этот «враг человеческий и всего живого»? Как его представляли в патриархальной России, какими сказками пугали детей на ночь? Вот только некоторые из русских старинных «быличек» — коротких сказок-притч.
Кто здесь?
В средневековой живописи падшего ангела, главного противника Бога, изображали в виде мужчины с рогами, хвостом, крыльями за спиной, с копытами; в образе змеи с лицом человека. В русских народных легендах о сотворении мира Сатане отведена важная роль: он не только противник, но и помощник Бога. Правда, дьяволу отведена роль двойника Бога.
«…В давние времена, когда не было ни земли, ни неба, а одна лишь вода, пролетал Саваоф над ней и спросил: «Кто здесь есть?» И услышал: «Я». Это был Сатана. Бог спросил Сатану, не видел ли он где-нибудь земли. «Есть, — ответил тот, — на дне морском». Сходил за землей, нырнув в пучину, набрал земли в рот. Но пока поднимался, вода вымыла всю землю. Вновь нырнул, но опять вернулся ни с чем.
«Немощен ты, брат, — сказал Саваоф, — ныряй в третий раз, увидишь на дне на камне икону девы с младенцем, благословись у младенца и возьми земли». Сделал так Сатана, принес земли. Рассеял ее Бог в восточную сторону — и стала чудная прекрасная земля. «Все ли ты мне отдал?» — «Все», — соврал Сатана, а сам держит часть за щекой. Вдруг земля стала расти щеку раздуло, и выплюнул он землю в северную сторону. И появилась земля холодная, каменистая и неплодородная.
Задумал Саваоф создать себе полки воинов, дал руки Сатане молот и велел бить им каменную гору правой рукой, а сам пошел на восток рай насаждать. Стал Богов товарищ бить молотом по камню — из-под молота светлые воины выскакивают, на восток Богу кланяются. Устала правая рука Сатаны, начал он бить левой:
выскочил бес черный и поклонился молотобойцу. Смекнул Сатана, в чем дело, и поменял руку — до тех пор бил, что чуть со светлыми полками не сравнялся.
Построил Саваоф небо над морем и землею, и Сатана себе другое неюо, еще выше, устроил, Так возвели они семь небес, седьмое Саваоф «зааминил» и велел Михаилу архангелу столкнуть Сатану , на землю вместе со всеми его небесами и бесовской силой. Не мог справиться с Сатаной святой Михаил до тех пор, пока, по совету Саваофа, не спустился на землю к Черному морю, где была икона девы с младенцем, благословился у младенца и столкнул Сатану с неба. Падала та бесовская сила на землю, словно мелкий дождь в течение шести недель, часть ее осталась в воздухе, часть пала на землю, часть провалилась под землю…»
Гениальный племянник
Казачье сказание приписывает роль искусителя Евы и Адама не Сатане, а его племяннику Леониду, который, правда, советовался с дядей и получил от него необходимые «инструкции»:
«…Сатана научил племянника своего Леонида, как попасть в рай. Нужно найти реку в пределах рая и по ее водам пробраться к жилищу первых людей. Так он и сделал… Выплыв в положенном месте, он нашел посаженное Сатаной дерево познания добра и зла, вошел в змею, лежавшую под яблоней, и обвился вокруг ствола. Человеческим голосом злой дух убедил Еву вкусить от запретного плода. Едва она попробовала и пригласила соучаствовать в первом преступлении мужа, как разразилась гроза. Молния поразила племянника Сатаны, но и Адам с Евой не ушли от наказания — их изгнали из рая. А Сатану — главного виновника грехопадения перволюдей — Бог велел приковать цепями к столбу посреди адского царства…»
Но все равно забот у Сатаны не убавилось. Главной проблемой, конечно, является увеличение боеспособных подразделений нечистой силы. По вологодскому поверью, Сатана совращает души умерших младенцев, которые после смерти превращаются в ангелов, переманивая их на свою сторону. По воронежской же легенде, увеличение числа темных воинов происходит также за счет потомков жителей Древнего Вавилона, распространившихся по земле после того, как Господь, разгневавшись на строительство башни, смешал языки людей.
«Зачинщиков же, лишив образа и подобия человеческого, Бог на вечные времена отправил сторожить воды, горы, леса. Кто в момент проклятия находился дома — стал домовым, в лесу — лешим.
Дьявол использует разные средства, чтобы погубить людей. Он изобрел на погибель людям водку и вино и научил людей, как их готовить. Табак — тоже его изобретение. Когда люди курят, то уподобляются Сатане: он сидит на престоле, а вокруг него — дым и смрад, как и вокруг курящего. Еще грешнее нюхать табак, потому что берут его тремя перстами и тем оскверняют святую Троицу…»
И последнее. Образ Сатаны сливался с представлениями об аде. В лубке, на картинах старых мастеров он часто представлен держащим в пасти по несколько грешников. Ад находится в середине земли, входом в нее служат огненные горы, болота, топи, провалы. Помимо никогда не угасающего огня и не умирающих червей — орудий пыток грешников, — ад наполнен кровососущими насекомыми.
В Вятской губернии существовало убеждение, что когда Адам и Ева согрешили, Господь повелел Сатане наказать их, проткнув ад тонким колом, чтобы выпустить из него немного мошек и комаров. Но Сатана проткнул ад большим толстым колом, и оттуда вылетело великое множество насекомых, которые по сей день несказанно мучают жителей земли.
Вот оно как!
Божье творение
Народные легенды представляют Сатану таким же вечным духом, как и Бога, оба они существуют изначально, когда «еще ничего не было». Вместе создают землю, затем свои воинские рати, а затем (вместе или порознь) человека и весь окружающий мир.
«…Нарисовал Господь на земле человека и поставил собаку голую караулить, а сам пошел на небо за душой для него. Увидел это Сатана и сотворил страшный мороз; стала собака голая дрожать и скулить от холода. «Допусти меня, тварь дрожащая, до человека, — сказал Сатана, — я тебе шубу дам, не будешь зябнуть!» Собака согласись, и дьявол дал ей кожу с шерстью, а сам подошел к рисованному на песке человеку, засыпал его землей, плевал, нахаркал на него, сказав: «Теперь ты будешь поминать меня чаще, чем Бога!» Вот отчего люди так часто поминают черта…» Это повествование из Новгородской губернии, а т что говорили о происхождении мира и заодно о явлении Сатаны на Вологодщине:
«…после того как Бог построил землю и воду, земля оказалась затопленной. Осерчал Господь и плюнул на воду, и от его плевка явился Сатана. Еще пуще осерчал Создатель, видя это творение, и приказал Сатане сгинуть. Но Сатана возразил, что он — такое же Божье создание, часть его слюны, и имеет право на существование.
Бог создал из земли человека, а Сатана, воспользовавшись его отсутствием, понаделал в его теле семьдесят семь углублений, входов, открытых ко всякой болезни. Бог, вернувшись, вдунул в человека душу, а увидав углубления, создал семьдесят семь целебных трав, каждая — против той или иной болезни…»
Небесная битва
По тамбовской легенде, первый человек появился в результате соперничества Бога и черта: «…Было два царства — тьмы и света. Первым правил сильный и богатый царь Сатанаил, вторым — Бог. Бог был добрым и любил Сатанаила, а земной царь был злым и коварным, завидовал Богу и ненавидел его. Раз заспорили они между собой, кто из них сильнее. Сел Бог на свой сияющий трон и велел сдвинуть себя с места. Как ни старался Сатанаил, у него ничего не получалось — глаза слепит, руки жжет. «Где тебе меня побороть!» — сказал Бог и сбросил Сатанаила на землю. Больше прежнего озлобился царь земли на Бога и решил перехитрить его: «Давай посмотрим, кто из нас ловчее обманет другого». Бог согласился, но сказал: «Двое нас с тобой на всем белом свете, сотвори третьего!» Сатана спустился на землю, достал глины и вылепил фигуру по образу и подобию Божию, но, как он ни ухитрялся, оживить ее не мог. Стоило же Богу ее коснуться, как фигура стала живым человеком. «Ну-ка, еще!» — подзадоривал Сатана. Бог взял кусочек глины, дунул на него, и появилось второе существо, во всем подобное первому, только еще краше. Взял Бог их за руки и отвел в райские сады.
Лишь только стемнело, Сатанаил прокрался к райским садам, решив похитить первых людей, но решетка, подобно божественному трону, опаляла тело и слепила глаза. Тогда Сатанаил стал звать к себе первых людей. Они перелезли через ограду и очутились во власти Сатаны, который посадил их между могучими крыльями и унес в свое темное царство на землю.
Утром Господь проснулся и обнаружил пропажу. Взял свой чудесный жезл, махнул им и окружил себя небесным воинством. В ответ Сатана сотворил демонов: свистнул, и стало их больше, чем песку в море. Семьдесят дней шла война: небо колебалось, земля стонала. Наконец Бог победил Сатанаила, свергнул его в тартарары со всей его силой. Пошел Бог искать первых людей и увидел их в развалинах сатанаилова дворца. Господь простил их, но оставил на земле, выучив ремеслам и земледелию, внушив им понятия о добре и зле»…
Вход в преисподнюю
Есть еще одна версия происхождения Сатаны — из ангела, изгнанного Богом из своего царства. Вот как об этом повествует Т.А. Новичкова в своем «Русском демонологическом словаре»:
«Сначала Господь сотворил невидимый мир, ангелов, которые во всем ему беспрекословно подчинялись, но с течением времени некоторые из них возгордились и потребовали для себя особого суда. Отпавших ангелов Бог изгнал, но не лишил их чудодейственной силы. Отверженные заспорили между собой из-за власти, одному из ангелов — Сатане — удалось встать во главе осужденных Богом духов.
Дальше повествование напоминает типичную для нашего времени политическую борьбу высоких начальников за электорат. В данном случае, за одного Адама:
«…Воззревновав к Адаму, Сатана решил отнять власть у Бога: он спустился в болото к своим чертям и рассказал им о своем плане. Бесы поделились: одни отказались поддержать Сатану, другие ему подчинились.
Первую «партию» возглавила Смерть, которая говорила, что им не пересилить Бога. Часть бесов не примкнула ни кому, ожидая, чем кончится борьба между Сатаной и Смертью, чтобы примкнуть к победившим. В стане воздержавшихся были свои предводители — Кривда, Грех и другие, помельче… Сатана со своим воинством взлетел выше Бога, но был повержен грозовыми стрелами. Молнии сбили чертей с небес, они провалились в болота и пропасти, сам Сатана упал близ рая — земля не захотела его держать и дала ужасную трещину, куда был увлечен Сатана.
Так неподалеку от места, где потом выстроили Иерусалим, появился вход в ад, и по сей день здесь слышен подземный гул, наводящий трепет на проезжающих. Местечко теперь называется Армагеддон. Смерть, Грех и Кривда были осуждены на вечные скитания и до сих пор бродят меж людьми, сея зло и страдания; признавая высшую власть за Богом, они боятся Сатану и сторожат вход в преисподнюю, чтобы до поры он не выбрался оттуда…