Необъяснимо но Факт - Мистика и Аномальные Явления

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Елена Блавацкая

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

ее жизни было много мистики, о ней рассказывают вещи, которым трудно найти объяснение. Создательница Теософского общества, автор оккультно-мистических трудов «Тайная доктрина» и «Разоблаченная Изида», покорившая Конан Дойля и Скрябина, Гогена и Сибелиуса, Елена Блаватская – маг, медиум, писатель…

В пятнадцать лет у нее открылся дар ясновидения
ПРОБЛЕСК ДАРА

Елена Петровна родилась 12 августа 1831 года в Екатеринославе (ныне Днепропетровск). Отец ее был артиллерийским офицером, а мать – талантливой писательницей, Белинский даже называл ее «русской Жорж Санд». Но тяготы жизни жены офицера подорвали хрупкое здоровье, мать умерла, и маленькую Лелю воспитывала бабушка – княгиня Долгорукая. Блестяще образованная дама учила девочку пяти языкам, минералогии, физике... У Лели выявились значительные дарования, при этом дитя было нервное, впечатлительное, подверженное галлюцинациям.

В пятнадцать лет у нее открылся дар ясновидения: рассказывают, что Елена даже отыскивала преступников, которых не в силах была обнаружить полиция, видела загадки прошлого, Нострадамус бы ей просто позавидовал! Обыватели говорили о ней с любопытством и ужасом. Пришлось вмешаться родным, и в 17 лет юную смутьянку выдали замуж за 38-летнего надворного советника, вице-губернатора Эривани Никифора Блаватского. Пусть, мол, муж успокоит все ее фантазии и истеричные прорицания. Однако не тут-то было! Елена сбежала от супруга: просто села в Одессе на британское судно, идущее в Константинополь. По смутным сведениям, там она стала ассистенткой знаменитого иллюзиониста, а потом перебралась в Египет...

ГОДЫ СКИТАНИЙ

Дальнейшая жизнь Блаватской написана курсивом. Елена то появлялась на родине, то снова надолго исчезала. Можно только удивляться и восхищаться тем, как в середине XIX века женщина, без значительных средств, объездила практически всю Европу, Азию, Египет, Северную и Южную Америку.

В 1860-е годы Блаватская стала сотрудницей Юма – известнейшего спирита того времени. При этом она давала фортепианные концерты в Лондоне и Париже, прославилась под именем мадам Лаура. Вообще, легенд вокруг ее имени больше, чем фактов. А потому каждое свидетельство драгоценно. Как вот это, оставленное ее знаменитым родственником, С. Ю. Витте, будущим министром финансов России: «Во всех этих перипетиях прошло, вероятно, около десяти лет ее жизни, и наконец она выпросила разрешение у деда Фадеева приехать в Тифлис, обещая снова сойтись со своим настоящим мужем – Блаватским. И хотя я был тогда еще мальчиком, помню ее в то время, когда она приехала в Тифлис; она была уже пожилой женщиной, и не так лицом, как бурной жизнью. Лицо ее было чрезвычайно выразительно; видно было, что она была прежде очень красива, но со временем крайне располнела и ходила постоянно в капотах, мало занимаясь своей особой, а потому никакой привлекательности не имела. Вот в это время она почти свела с ума часть тифлисского общества различными спиритическими сеансами, которые проделывала у нас в доме».

СЕМЬ ЛЕТ В ТИБЕТЕ

Но ее мечтой был Тибет, где сокрыты все тайны восточной мудрости. В записях Блаватской встречаются упоминания о некоем «таинственном индусе», которого называла она «Хранителем». Этот человек явился ей во сне, а потом – о, чудо! – в день своего двадцатилетия, 12 августа 1851 года, в Лондоне она встретила духовного учителя Эль Мориа, в котором узнала «индуса» из своих грез. Он велел ей следовать на Восток, и она помчалась в Северную Индию, где изучала языки, санскритскую литературу, труды великих мудрецов. Там прожила она 15 лет. Но так и не достигла главной своей цели – не смогла попасть в тибетские Гималаи. Это произойдет позже, мечта станет явью, но рассказывать об этом семилетнем периоде жизни «великолепная Елена» не любила, Однако именно после Тибета в Блаватской произошли перемены, которые так поразили всех, кто с ней встречался... Из «умничающей ломаки» она превратилась в мудрую, величавую даму, правда изрядно подурневшую внешне. Она объявилась в миру в 1873 году: в Нью-Йорке вдруг все заговорили о «русской леди» с феноменальными способностями. Модно стало посещать ее оккультные сеансы, на которых она вызывала из эфира некие звуки, похожие на звон хрустальных колокольчиков, выводила из строя электроприборы, не прикасаясь к ним, наконец, читала письма в нераспечатанных конвертах. Сегодня ее назвали бы экстрасенсом, а тогда... Тогда считали чудом! Даже пожаловали в 1878-м американское гражданство: она, кстати, стала первой русской женщиной – гражданкой США.

У нее образовалось много друзей и сподвижников, помогавших с организацией Теософского общества (Theos – «Бог», sophia – «мудрость»). Оно было зарегистрировано 7 сентября 1875 года. Назвались они гордо – Богомудры!

ТАЙНАЯ ДОКТРИНА

Основатели общества ставили перед собой три задачи: 1) достижение всемирного братства людей; 2) изучение восточной мудрости, мировых религий и наук, распространение и изучение арийских и иных восточных языков; 3) исследование необъяснимых законов природы. Вот обо всем этом Елена написала гигантский труд. Сестра ее как-то воскликнула: «Я дивлюсь происшедшему с ней феномену внезапного всезнайства и глубочайшей учености, свалившейся на нее как с неба, гораздо больше, чем всем чудесам, которые ей приписывают ее поклонники». Есть ли объяснение этой загадки? Сама Блаватская источником своих знаний считала Учителей. Они, мол, открыли ее взору скрытую от простых смертных копилку человеческой премудрости: «...передо мной проходят картины, древние рукописи, числа, я только списываю и так легко пишу, что это не труд, а величайшее удовольствие...» Действительно, читая ее «Тайную доктрину», изумляешься: откуда такой объем самой разной информации?! К тому же писала Елена Петровна книгу на английском, который знала, мягко говоря, не очень хорошо... В этом труде соединяются история и мифы, поэзия и физические формулы. Чтобы проделать такую работу, потребовался бы, пожалуй, целый штат научно-исследовательского института.

НЕОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ПРИГОВОР

В 1882-м по состоянию здоровья она вынуждена была уехать в Европу, а в это время в Индии началась кампания по обвинению Блаватской в мошенничестве. Елена Петровна бросилась туда, чтобы восстановить свое доброе имя, и народ встретил ее с почестями, но потрясение и обида дали себя знать – она тяжело заболела. «Раненую львицу» начали терзать и в Лондоне: Общество психических исследований (ОПИ) созвало специальный комитет для расследования деятельности Блаватской. Ричард Ходжсон, член комитета, в своем докладе заклеймил ее как «одну из самых законченных, изобретательных и интересных шарлатанок в истории»!

И с тех пор война сторонников и противников этой леди не затихает. Знаете, точка в «деле Блаватской» не поставлена до сих пор! Ее сторонники сделали очередной ход в 1986-м: Общество психических исследований в Лондоне опубликовало пресс-коммюнике, предназначенное для газет и ведущих журналов Великобритании, Канады и США, которое открывалось заголовком: «Согласно данным нового исследования, мадам Блаватская была осуждена необоснованно». И все же авторитет ее всегда был высок, видно, секрет – в обаянии недюжинного ума и фанатичной вере в свое дело.

Она умерла 8 мая 1891 года в Лондоне, окруженная поклонением и почетом. Ее тело, согласно завещанию, сожгли, а пепел разделили на три части: для Лондона, Нью-Йорка и Адьяра, где дата ее смерти по сей день празднуется как День Белого Лотоса.

0

2

С самой ранней юности — то есть уже более 40 лет — учение Елены Петровны Блаватской, Е.П.Б., с которым я знакомился по ее книгам, записным книжкам и конспектам, наполняло восхищением мои душу и ум. Ее знания представлялись мне — и я до сих пор в этом убежден — поистине колоссальными и всеобъемлющими, а их разносторонность и глубина казались невероятными для человека, родившегося в XIX веке — веке материализма, а не во времена Перикла.

Но настоящий философ, если он хочет найти истину, где бы та ни скрывалась, не должен попадать в плен собственных симпатий и антипатий, ибо в этом случае он уподобляется человеку, смотрящему на мир сквозь розовые или черные очки. И потому в своей статье я хочу дать обобщенное изложение основополагающих концепций и теорий, которые оставила нам Е.П.Б., не комментируя их.

Очень трудно вычленить отдельные темы в объемных и сложных трудах, написанных ею, но мы постараемся это сделать.

Бог
Е.П.Б. неоднократно упоминает о том, что великая мистическая способность воспринимать то, что мы называем Богом, — неотъемлемое свойство человека. И эта способность исключает само понятие атеизма, ибо, теряя способность воспринимать Божественное, человек впадает в духовное оцепенение, а его человеческое Я остается лишь в потенциальном состоянии. Она также объясняет, как в разные, не похожие одна на другую эпохи на мистическое восприятие Бога накладывает отпечаток образ жизни, который ведет тот или иной народ. И говорит, что религиозные столкновения не что иное, как гнилые плоды человеческой слепоты и заблуждений, ибо даже те немногие изначальные знания, которые содержатся в так называемых Священных писаниях, не противоречат друг другу. Так, обитатели пустынь представляют себе ад раскаленным, а живущие в приполярных областях — темным и ледяным.

Е.П.Б. утверждает, что личного, персонифицированного Бога не существует. Ее позиция исключительно пантеистическая. И никто не вправе, считает она, претендовать на роль представителя Бога на земле. Более того, каждый человек, по мере того как он открывается духовному, становится все более и более причастным этой Божественной Сущности и поэтому ощущает ее Присутствие. Бог, называемый «То», чье имя неизреченно, непознаваемый человеческим рассудком, есть Таинство. Человек может понять только то, что вмещает его ум, и потому всегда приписывал Богу те качества и атрибуты, которые в каждую эпоху в каждом конкретном месте считались самыми лучшими. Дошло до того, что многие народы, впав в крайность, утвердились во мнении, будто Бог принадлежит только им, что они избранные, а их враги прокляты — «Бог», находящийся в их личной собственности, уничтожает их врагов, растаптывает, топит или сжигает.

Е.П.Б. была противницей любой религиозной дискриминации, потому что знала, сколь относительны и недолговечны любые верования. Никто не обладает абсолютной Истиной, каждый имеет лишь неполное, искаженное представление о ней. Е.П.Б. отвергала какую бы то ни было инквизицию, будь ее инициатором Ашока или Торквемада. Она напоминала, что наш выбор того или иного вероучения обусловлен местом нашего рождения, эпохой и семейными традициями. Е.П.Б. была противницей любого расизма, а особенно — расизма духовного.

Все, что человек способен мистически воспринять, — это лишь рациональное, определенное представление о том, что мы условно называем «То». И поэтому в сознании разных народов древности постоянно возникали сходные идеи о существовании «богов-посредников» — бесчисленных, как правило невидимых существ, управляющих натурой человека и всех предметов. В этой иерархии каждой материальной формой, начиная с атомов и кончая галактиками, «управляет» какая-то более тонкая сущность Природы. Кроме того, есть Мастера Мудрости, благодаря которым становится возможным
Космогенез
В ее учении вновь появляется известная на платоновском Западе схема «ХАОС + ТЕОС = КОСМОС».

Космос, как сказал неоплатоник Маркион, есть Макробиос, огромное живое существо, постоянно обновляющееся, подобно любому минералу, растению, животному или человеку. В этом Космосе человек сам по себе не имеет особого значения, он лишь одно из многих преходящих явлений физического мира.

Размеры Космоса непостижимы для человеческого ума, но это характеризует не Космос, а, скорее, нас как людей. Наша способность познавать Космос растет или уменьшается в зависимости от того, развиваются или находятся в упадке астрономические науки. В конечном счете, все, что мы знаем о Вселенной, есть некий образ, изменяющийся с течением времени. За гранью этих представлений, отражающих особенности культуры и менталитета того или иного периода человеческой истории, существуют древние учения, предположительно переданные людям Богами. Е.П.Б. использует преимущественно тибетскую «Книгу Дзиан». Это учение описывает видимый Космос как то единственное, что мы на нашем нынешнем этапе развития в силах воспринять. Космос — чрезвычайно сложный организм, формам материи и энергии которого нет предела. Больше того, помимо «нашего» Космоса существуют и другие, более или менее похожие на него, но они недоступны нашему пониманию из-за ограниченности нашего ума.

Весь Космос и каждая его часть рождаются, живут, воспроизводятся и умирают, подобно любому живому существу. Космос расширяется и сжимается (Пралайя и Манвантара) в процессе космического дыхания (Крийя), основанного на гармонии
С помощью учебных диаграмм «цепей», «глобусов» и «кругов» Е.П.Б. объясняет понятие «Путь Душ». Древние традиции учат, что души постепенно, в течение миллионов перевоплощений, пробуждаются (эволюционируют?) и, переходя с планеты на планету, всякий раз воплощаются в более совершенном теле — от невообразимой темноты безграничной протоматерии до камней, растений, животных, человека, богов и так далее. Она говорит не только о планетах, которые существуют сегодня, но и о тех, которые давно уже исчезли, разрушились или которым еще только предстоит появиться. Все это относится к «человеческой линии» эволюции, но в Космосе существует и много других «линий» жизни (например, «ангельская», внутри которой развиваются духи Природы, или элементалы, а также некоторые виды минералов, растений и животных).

Как говорят древние тексты, причин и целей существования Космоса «не знает и величайший провидец самых высоких небес». Это Таинство, Таинство из Таинств. Начало и конец Космоса ускользают от восприятия даже тех, чье сознание пробуждено инициацией и адептством.

Антропогенез
Е.П.Б. опровергает весьма модные в ее время идеи Дарвина, которые столь превозносили последователи этого опытного ученого-путешественника. Она следует древним учениям о человечестве, «высадившемся» духовным образом с другой, тогда еще живой планеты, которую сейчас называют Луной. Постепенно, по мере уплотнения новорожденной Земли, люди обретали телесную оболочку. И это всего лишь один этап долгого пути. На физической Земле в физическом теле человек развивается уже более 18 миллионов лет: сначала он проходил свой путь как гигант, принадлежавший подрасе циклопов, с ограниченным интеллектом и одним глазом посреди лба. Но уже девять миллионов лет назад человек стал походить на современного, хотя представители некоторых групп по-прежнему были гигантских размеров. Миллион лет назад полного расцвета достигла так называемая цивилизация атлантов, центр которой находился между Евразийским и Американским континентами на материке, напоминавшем современную Австралию. Атланты стояли на чрезвычайно высоком уровне технического прогресса. У них были летательные аппараты вимана, перемещавшиеся по воздуху при помощи антигравитационных установок и подвижных «крыльев», которые на самом деле были реактивными двигателями. Их военные летательные аппараты, внешне напоминавшие птиц, метали яйцеобразные снаряды, мощности которых было достаточно, чтобы уничтожить в открытом поле миллион солдат противника. В качестве оружия они использовали также парализующие лучи. Властители Атлантиды следили за сражениями с помощью «магических зеркал», и это заставляет нас вспомнить современные телевизоры, неизвестные во времена Е.П.Б. (1831–1891).

Геологические катастрофы, вызванные, в частности, злоупотреблением энергией мармаш (возможно, это нечто подобное современной атомной энергии), разрушили Атлантиду, но в разных точках земного шара остались ее колонии. Большой остров со своей столицей постепенно распадался на части, пока не превратился в Посейдонис; о нем египтяне рассказали Платону, и тот описал его в «Тимее». Посейдонис, последний осколок континента, около 11 500 лет назад погрузился в воды океана, который позже был назван Атлантическим.

В настоящее время на Земле живут представители Третьей расы, расы гигантов — негры; представители Четвертой расы — происходящие от атлантов краснокожие американцы и желтокожие азиаты; и современные хозяева мира — представители Пятой расы, или арии, белая раса, обосновавшаяся в Европе, Америке и Азии.

Колесо Дхармы. Тибет
Законы Природы
Используя санскритскую терминологию, Е.П.Б. упоминает два основных закона — Дхарму и Карму.

Дхарма — универсальный закон, который все направляет к конечной цели, к предназначению. Это путь (Садхана), установленный Богом для всех. Тот, кто пытается избежать Дхармы, терпит удары судьбы и испытывает страдания, тот же, кто действует в соответствии с Дхармой, не страдает. Каждое существо может отклониться от своего пути, у человека эта возможность обусловлена относительной свободой воли. Колесо перевоплощения (Сансара) предоставляет человеку возможность действовать правильно или неправильно, но любой переизбыток первого или второго порождает Карму, «Действие», в котором причина неизбежно соединяется со следствием. Прощение, учит Е.П.Б., не акт вежливости и благородства, и оно имеет не только психологические последствия. Не верит она и в отпущение грехов, а верит лишь в то, что их можно искупить милосердными поступками.

Поскольку никто не в состоянии ни «изжить», ни «уплатить» всю накопленную Карму за одно воплощение, кармические семена (сканды) ведут к новым воплощениям, которые следуют одно за другим (с перерывом во времени) до тех пор, пока не иссякнет движущая сила Кармы. Тогда наступает Нирвана (выход за пределы множественности), но она — не истинная цель, а лишь пауза на «Пути Душ».

Все Души различаются в своем проявлении в человеческом облике, но одинаковы по сути, независимо от пола или от расы. Все имеют равные права — в соответствии со своими заслугами, с уровнем духовного развития. По «Пути Душ» можно идти вперед или не идти — это зависит от образа мыслей, чувств и действий. Но согласно программе Дхармы для человека установлен определенный предел, и поэтому он не может опуститься на уровень животных или подняться до богов. Человеческое существо перевоплощается всегда только в человеческое существо — той расы и того пола, которые подходят ему лучшим образом или необходимы ему для удовлетворения жажды знания (Авидья).

Как учит миф о дельфине, бывший частью Элевсинских мистерий, все исчезает, чтобы со временем проявиться вновь. Однако на самом деле ничто не исчезает и не умирает, а только погружается под воду и вновь появляется на поверхности... циклично, поскольку в нашем мире все циклично, в трансцендентном нет ничего линейного, все вновь встречается в единстве Судьбы.

Жизнь после смерти
С точки зрения Е.П.Б., человек продолжает оставаться практически одним и тем же, независимо от того, воплощен он или нет. Он участвует в неизбежном цикле рождений, жизни и смерти. Она не слишком любила подробно останавливаться на этой теме, но в ее годы процветал спиритизм, который был очень опасен. По мнению Е.П.Б., то, что посещает тело медиума, на самом деле есть астральный след или «скорлупа» умершего, а иногда и элементал, который присваивает себе имя вызываемого духа. И эта «скорлупа» или элементал, как вампир, питается психо-магнетическими флюидами участников опыта. В поддержку множества древних книг, в том числе трудов все того же Платона, Е.П.Б. настоятельно рекомендовала отказаться от подобных сеансов. После смерти человек погружается во внезапно наступающий сон (если описывать самый общий случай), более или менее глубокий и продолжительный — это зависит от духовного развития человека. И потом, постепенно пробуждаясь, Душа, или Сознание, направляется либо в мир живущих, если ее все еще влечет туда, либо на какой-то более тонкий план существования. Самые высокие в духовном отношении души попадают в Девахан, «Обиталище ангелов», где пребывают в состоянии мира и счастья. Души тех, кто не жил духовными ценностями и был слишком привязан к земным вещам, направляются в Камалоку, «Место желаний», где испытывают мучения, будучи не в состоянии удовлетворить свои желания. Эти души ищут контактов с живущими и стремятся воплотиться как можно скорее.

Джовани Ди Пауло. Рай. Середина XV века

Бартокомео. Карта Дантова Ада. 1420
Механизм перевоплощения напоминает тот, который Платон раскрывает в мифе об Эре в заключительной части «Государства». Разница лишь в некоторых деталях, а именно: души, жаждущие воплощения, вращаются, как пишут неоплатоники, в «Поясе Венеры», который кольцом опоясывает нашу планету и почти совпадает с ее магнитным экватором (он соответствует известному в настоящее время «поясу Ван Алена»).

Как пишет Платон, желание мертвых дает толчок сексуальному влечению тех пар, которые способны к размножению. Душа входит в тело человеческого плода на четвертом месяце утробного развития. Постепенно эфирные и более тонкие элементы проникают в человека, заставляя с годами проявляться жизненный опыт предыдущих воплощений; особенно важны возрасты 7 лет, 14 лет и 21 год.

В случае естественной смерти, смерти от старости, человеческие оболочки угасают также постепенно, начиная с физического тела, которое, замедляя свои жизненные функции, позволяет другим оболочкам подготовиться к уходу из этого мира. Е.П.Б. не придает этому процессу слишком большого значения, напротив, считает, что в старости усиливается жажда окончания текущего воплощения. (Несомненно, можно вспомнить множество примеров, противоречащих этому. Но это следствия искажений, которые возникают под давлением окружающего мира.)

Парапсихологические явления
Е.П.Б. не считала их чем-то ценным, заслуживающим внимания. Такими феноменами, считала она, вдохновляются и увлекаются только те, кто не способен постичь определенных истин. Она утверждала, что не бывает «сверхъестественных» явлений, поскольку ничто не может выйти за пределы естества, Природы (в европейских языках слова «естественный» и «природный» одного корня. — Прим. пер.). Поэтому не верила в чудеса и не считала умение вызывать парапсихологические феномены духовным качеством (хотя сама обладала удивительной способностью к таким явлениям). Также она отрицала, что эти чудеса сами по себе имеют добрую либо злую природу, и рассматривала их как простые «механизмы», приобретающие положительное или отрицательное значение в зависимости от смысла, который в них вкладывают те, кто их практикует, или от намерений тех, кто их использует. Она не считала такие феномены чем-то исключительным, скорее, потенциально свойственным всем людям, независимо от их уровня

0